Что новенького?

Ассиметричная  гимнастика для головного мозга &  нейрокогнитивный  фитнес.

 

          В нашем  центре на групповых  занятиях проводится  нейрокогнитивный фитнес.  Что это?  И для чего  он нужен? Его эффективность? Показания? Противопоказания?У Вас или Ваших близких появились проблемы с памятью, речью, узнаванием и другими когнитивными функциями?  Какова профилактика нарушений памяти?

              Гимнастика для поддержания здоровья мозга. В последние годы мы начали осознавать важность тренировок для нашего тела. На сегодняшний день мы уже отдаём себе отчёт в том, что для того, чтобы наслаждаться полноценной жизнью, нужно поддерживать в форме не только тело, но и ум. Что такое мозговая гимнастика? 

               Средняя продолжительность жизни возросла, и по мере того, как мы становимся старше, наш мозг становится более уязвим и подвержен негативным изменениям. Полезные привычки и здоровый образ жизни могут замедлитькогнитивные процессы старения и помогают сохранить ваш мозг в хорошей форме. В этой статье мы предлагаем различные стратегии для тренировки мозга, которые позволяют разрабатывать новые нейронные связи и улучшать ваши когнитивные резервы. Наши действия и образ жизни играют решающую роль в том, как физически изменяется наш мозг. Чем раньше вы начнете применять гимнастику для мозга, тем больше времени ваш мозг сохранит свое здоровье. 

           Действительно ли можно улучшить определённые способности мозга, регулярно выполняя упражнения для его тренировки, другими словами, делая гимнастику для мозга? Иногда мы задаёмся вопросом, может ли регулярное выполнение упражнений из области гимнастики для мозга положительно повлиять на нашу память, способность к планированию, пространственное восприятие, скорость обработки данных, способность рассуждать и аргументировать своё мнение, творческие процессы и т.д. Несмотря на то, что не существует никакого волшебного рецепта, способного остановить процессы когнитивного старения, вы можете выполнять различные упражнения, чтобы активировать пластичность мозга и улучшить ваши когнитивные резервы. Различные исследования показали, что снижение когнитивных функций, которое происходит естественным образом с возрастом, может быть компенсировано, если мы будем сохранять наш мозг в хорошей форме на протяжении всей жизни (что известно как компенсаторная функциональная пластичность).

         Мозговая гимнастика для активации пластичности мозга. Наш мозг имеет большой потенциал для адаптации, может меняться в зависимости от нашего опыта. Он может адаптироваться и улучшаться, если правильно его стимулировать. Пластичность мозга – это способность нашего мозга изменить свое функционирование и структуру, приспосабливаясь к окружающей среде и обстоятельствам индивидуума. Было замечено, что люди, которые должным образом стимулируют мозг на протяжении всей жизни, обладают более высокой нейронной пластичностью.

Гимнастика для ума помогает мозгу адаптироваться. Изменение привычек и практика  развивающих упражнений помогают поддерживать мозг активным, способствуя созданию новых нейронов и связей между ними.

 

Что же такое когнитивный тренинг и почему он так важен для замедления развития заболевания или даже улучшения?

Существует множество заболеваний, сопровождающихся ухудшением памяти и других познавательных функций (речь, узнавание, выполнение целенаправленных движений, так называемые управляющие функции, интеллект). Причин для этих заболеваний много, с течением времени их распространенность в популяции увеличивается, результат их сводится к утрате выше обозначенных функций. В их лечении по всему миру используются как лекарственные, так и нелекарственные методы. Цель использования первых на данный момент существенно понятнее, чем последних. Для предотвращения ухудшения познавательных функций необходимо постоянно поддерживать определенный уровень «мыслительной», социальной активности, тренировать когнитивные функции. Утраченные функции можно или компенсировать за счет сохранных, или путём работы над восстановлением первых. Помимо когнитивного тренинга мы применяем и другие методы реабилитации пораженных познавательных функций, такие как физические упражнения, психологические и психотерапевтические подходы.

 

И так, что же такое когнитивные нарушения?

Для восприятия окружающего мира, информации, поступающей из окружающего мира нам необходимы определенные, так называемые, познавательные (когнитивные) функции: память, речь, узнавание, выполнение целенаправленных движений, функции регуляции и контроля, интеллект). Фактически это то, что делает человека человеком разумным (Homo Sapiens). В результате определенных заболеваний эти функции утрачиваются. Чаще всего это происходит в результате нейродегенеративных заболеваний (Болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви, фронтотемпоральная дегенерация, Болезнь Паркинсона, мультисистемная атрофия, кортико-базальная дегенерация…), поражения сосудов, кровоснабжающих головной мозг (сосудистые когнитивные нарушения, в т.ч. постинсультные когнитивные нарушения), проявление ряда других заболеваний как неврологических (рассеянный склероз, нормотензивная гидроцефалия, эпилепсия, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы…), так и соматических (сахарный диабет, гипотиреоз, заболевания печени, почек, дефицит витаминов В12…). Отдельного внимания заслуживают расстройства эмоционального фона (тревога, депрессия…), т.к. в этом случае, с учетом близости расположения и «перекликаемости» структур, отвечающих за память и эмоции, когнитивные нарушения могут быть как в рамках выраженных тревоги, депрессии, так и наоборот.

 

Почему развиваются вышеуказанные заболевания?

В зависимости от группы заболеваний, могут влиять генетическая предрасположенность, возраст, сердечно-сосудистые заболевания (артериальная гипертензия, сахарный диабет, повышенный уровень холестерина/гиперхолетсеринемия, инсульты), гипергомоцистеинемия, черепно-мозговая травма, низкий уровень образования, выраженные тревожно-депрессивные расстройства.

Все эти процессы изначально приводят к повышенному риску отложения определенного белка-амилоида, и ,как следствие, к болезни Альцгеймера.

Что касается генетической предрасположенности, здесь не всё изучено, но, не вдаваясь глубоко в подробности, на примере болезни Альцгеймера, более-менее понятно, что 3 из 4 генов кодируют определенные пептиды, ферменты и, соответственно, влияют на метаболизм амилоида. Говоря о сердечно-сосудистых заболеваниях, гиперхолестеринемии нельзя не упомянуть, что они являются не только риском развития болезни Альцгеймера, но и когнитивных нарушений сосудистого генеза. Происходит это за счет образования атеросклеротических бляшек, изменения свойств сосудистой стенки, приводящих к ее хрупкости, и, как следствие, к инсульту/инфаркту. А последние, продвигаясь к следующему фактору риска развития когнитивных нарушений, в свою очередь, при поражении отделов, отвечающих за познавательные функции, к когнитивным нарушениям.

В связи с этим понятно, почему врачи всего мира так озабочены профилактикой сердечно-сосудистых и других заболеваний, приводящих к риску развития не только инфаркта/инсульта, но и деменции.

А вот с черепно-мозговой травмой не всё так очевидно, как может показаться. По данным некоторых исследований в результате вторичных по отношению к травме изменений, сопровождающихся воспалительными изменениями, у людей с определенной генетической предрасположенностью отмечается отложение белка-амилоида. Однако, несмотря на воспалительные изменения, о приеме традиционных противовоспалительных препаратов речи не идет (они неэффективны).

Что же касается уровня образования, то здесь следует говорить о формировании в течение жизни когнитивного резерва, который проявляется появлением новых связей в головном мозге. Именно поэтому на развернутых стадиях заболевания у людей с высоким когнитивным резервом не выявляются когнитивные нарушения, а появляются уже существенно позже.

 

 

В нашем центре  Вы можете записаться на прием к специалистам, занимающимся проблемой когнитивных нарушений. 

По результатам обследования Вам будет назначено грамотное лечение с учетом международных рекомендаций, а также представится возможность прохождения последующей реабилитации в виде малоизвестного в нашей стране, но широко распространенного и доказавшего свою эффективность в странах Европы и Америки, когнитивного тренинга.